|
Барокко
Барокко искусство (Baroque
art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное
содержание — «причудливый», «странный», «склонный к
излишествам». Поначалу
он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд
(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему
уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в
искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего
в европейском искусстве между маньеризмом
и рококо, то есть приблизительно
с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство
унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от
Ренессанса - основательность
и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое
целое.
Барокко. (Библиотека Клементинума, Прага, Чехия).
Самые характерные черты Барокко - броская
цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу
вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии
стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах,
а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков
традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских
художника - Караваджо и Аннибале
Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие
16 века - первое десятилетие 17 века.
Для итальянской живописи конца
16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.
Караваджо и Карраччи своим искусством вернули в итальянскую живопись цельность и выразительность.
В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства
был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом
и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской
церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной
скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле
шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко,
впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается
капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652
гг.).
Самыми видными итальянскими современниками Бернини
в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и
художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее
творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон
в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы)
является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию.
В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал
художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось
за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко
искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах
оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании
и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства,
названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более
консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство
расцвело в творчестве Рубенса, на
протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние.
Правда, зрелые работы Рембрандта,
чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко
искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе
монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства
как средства прославления королевской власти. Его советником
в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками
и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале.
Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры,
живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой
один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.
Барокко искусство способствовало созданию театральных
эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными
сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому
вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь
в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К
этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена.
Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных
проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя
(начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством.
Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем
рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе,
особенно в Дрездене, Вене и Праге.
Художники Барокко: Караваджо, Карраччи, Рубенс, Рембрант
|
|
|