 |
Рококо
Рококо (Rococo), стиль в искусстве
и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и
распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью,
легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному
барокко, Рококо явился одновременно
и логическим результатом его развития, и его художественным
антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление
к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной
торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора
сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными,
с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном
орнаментальную направленность; само название происходит от
сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль"
(мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками
и ракушками гротов и фонтанов).
Для живописи, скульптуры и графики характерны
эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль)
сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо
стал Ватто, а дальнейшее развитие
он получил в творчестве таких художников, как Буше
и Фрагонар. Самым ярким представителем
этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе,
хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные
для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой
мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились
также заводы в Челси и Мейсене).

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое
выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие
асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего
убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом
зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим
Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо
быстро распространялся в других странах благодаря французским
художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов
французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего
расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные
элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь
в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные
конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются
со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным
внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного
изобилия.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо -
способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии,
то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства,
например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий,
и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо,
у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью
соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной
Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных
странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени
он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Художники Рококо: Ватто, Буше,
Фрагонар

|
 |
|