|
Дадаизм
Дадаизм (dadaism) (франц. dada - деревянная
лошадка), в переносном смысле — это бессвязный детский лепет, авангардистское
литературно-художественное течение в европейском и американском
искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и
культурных ценностей и отвергая академическую живопись. Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в
Цюрихе. Согласно наиболее распространённой версии, название течению
было выбрано наугад - перочинным ножиком ткнули в страницу словаря,
что вполне соответствовало иррациональному духу Дадаизма.
Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный
стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми
способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного
обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма - монтаж, коллаж и "реди-мейд"
(обыденные предметы, представленные как произведения искусства).
Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где
его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся
течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие
течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный
экспрессионизм и концептуальное искусство.
Картины Марселя Дюшана не совсем выражают саму идею дадаизма, и напоминают различные эксперименты кубизма и многих художников авангардизма. Но они интересны, как часть пути теоретика дадаизма:
|
|
|