Гойя Франсиско
Гойя. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
(Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. — испанский художник
и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного
искусства времён эпохи романтизма.
Гойя был очень плодотворным художником, замеченным ещё в молодости.
Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой
старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных
произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть
облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических
событий.
Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников
академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов
высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.
Всю жизнь, за свой талант и трудолюбие Франсиско Гойя признан
в высшем свете. Постоянно пользуется покровительством представителей
самых знатных семейств Испании. Хотя в юности он получил поверхностное
образование (Гойя всегда будет писать с ошибками). Его плодотворное
творчество на протяжении всей долгой жизни, постоянное стремление
к знаниям и самосовершенствование продолжалось до самой поздней
старости (невзирая на болезни), являя наглядный пример безграничного
трудолюбия талантливого человека.
Картины Франсиско де Гойя:
Биография Франсиско Гойя:
1746 г. Франсиско Гойя родился в Сарогосе, в семье
среднего достатка. После рождения, семья переехала в деревенскую
провинцию под Сарогосой, и прожили там до 1760 года. В Сарагосе
юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
В 1763 г. участвует в конкурсе на лучшую копию гипсового
Силена, но его работа не получает признания.
В 1764 г. безуспешно пытался поступить в Академию
Сан-Фернандо в Мадриде.
В 1766 г. Гойя едет в Мадрид и опять участвует в конкурсе
для поступления в Академию Сан-Фернандо, но опять проваливается.
В Мадриде Гойя учится у придворных художников, изучая их работы.
В том же году Франсиско Гойя переезжает в Рим.
В 1771 г. участвует в конкурсе Пармской академии на
картину по античной теме. На конкурсе его работу замечают,
и он получает вторую премию Пармской Академии художеств. Гойя
возвращается в Сарагосу и церковь дель-Пилар поручает Франсиско
Гойя выполнить эскизы для капеллы архитектора Вентуры Родригеса
и заказывает ему пробную роспись. Работа Гойи вызывает восхищение
у коллегии священников.
1772 г. Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль.
Получает покровительство Рамона Пиньятелли.
1772-1774 гг. он приглашен в картезианский монастырь
Аула Деи (вблизи Сарагосы) и создаёт 11 больших композиций
на темы из жизни Св. Девы Марии.
В 1773 г. Гойе пришлось жениться на Хосефе (из-за
её беременности), сестре Франсиско Байеу (придворный художник
короля Карла IV и королевы Марии Луизы). Родившийся сын вскоре
умер. Всего у Гойи с Хосефой родилось 5 детей, но выжил только
один сын (Франсиско Хавьер Педро) который тоже стал художником.
Добившись признания аристократии (с помощью Франсиско Байеу),
Франсиско Гойя охладел к жене, но всё равно оставался в браке
с Хосефой до её смерти в 1812 году.
В 1775 г. Гойя переехал в Мадрид к Франсиско Байеу
и работал у него в мастерской. В том же году Гойя получает
первый придворный заказ охотничьи сцены во дворце Эскориал
для принца Астурийского (будущий Карл IV).
В 1778 г. Франсиско гравирует картины Диего Веласкеса
в королевском дворце в Мадриде.
В 1779 г. художник представляет королю 4 свои картины.
И вскоре, Гойя уже претендует на место придворного художника,
но получает отказ (из-за протестов его шурина Франсиско Байеу).
К тому времени Гойя уже состоятельный художник.
В 1780 г. Гойя заключает контракт на роспись купола
собора дель Пилар. Этот контракт в конечном итоге приводит
к конфликту между Франсиско и его шурином (которому он вынужден
подчиняться в этом проекте). Совет священников втягивается
в конфликт и заставляет Гойю подчиниться требованиям Франсиско
Байеу. Из-за обиды Гойя долго не возвращался в родную Сарагосу.
В 1781 г. Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой
расписывают церковь св. Франциска Великого в Мадриде. Пишет
"Проповедь св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского
короля" и там Гойя изобразил себя слева от святого.
В 1783 г. пишет портрет графа Флоридабланки.
В 1784 г. в Аренас-де-Сан-Педро, рисует младшего брата
короля инфанта дона Луиса, его жены Марии Тересы Вальябрига
и их архитектора Вентуры Родригеса.
В 1785 г. Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель,
которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В 1785 г. стал вице-директором Королевской Академи.
В 1786 г. Гойя назначается королевским художником,
получает заказ на серию картин для королевской столовой во
дворце Пардо. Самые заметные работы в этой серии: "Весна"
("Цветочницы"), "Лето" ("Жатва")
и "Зима" ("Снежная буря"). Позже, Гойя
написал портреты графа Альтамира и короля Карла III.
В 1789 г. умирает Карл III, и Гойя становится придворным
художником Карла IV (а в 1799 г. - его первым живописцем).
В 1789 г. у Гойи нет заказов из-за событий Французской
революции. У испанского двора, пропал интерес к украшению
дворцов. Страх революции вызывает гонения на образованных
людей Испании, под которые попадает и Франсиско Гойя. В июле
1790 году его отсылают в Валенсию, но вскоре возвращается
в Мадрид, где в придворных интригах возвращает себе прежнее
положение. Но заказов всё ровно не много.
В 1793 г. Гойя был тяжело болен (документы не сохранили
диагноз), его разбил паралич и потеря слуха.
В 1795 г. Гойя создал портрет герцога Альбы и его
жены. Ходили слухи о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы,
но прямого подтверждения им нет. В написанных портретах Альбы
можно найти лишь намёки на возможную связь. Так же у Гойи
есть рисунки герцогини Альбы (весьма едкие). Ещё есть небольшая
картина, где Гойя изобразил Альбу и её дуэнью в вольной бытовой
сцене.
В июле 1795 г. умирает шурин Гойи Франсиско Байеу
(которому он обязан началу карьеры). В том же году Франсиско
Гойя избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо
и получил хорошее жалование.
1796 г. Гойя отправился вместе с королевским двором
в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского.
Тогда же он пишет 3 больших полотна с новаторством в изображении
жизни Христа. Появился "Санлукарский альбом" Гойи
с его первыми этюдами.
В 1797 г. Гойя написал картину "Герцогиня Альба
в мантилье" изображённую в наряде махи (чёрная мантилья
и юбка) с надписью на песке "Solo Goya" (Только
Гойя). Герцогиня Альба к тому времени уже вдова. Из-за плохого
самочувствия Гойя вынужден отказаться от должности директора
отделения живописи в Академии Сан-Фернандо.
В 1798 г. кроль Карл IV поручил Гойе расписать купол
своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1799 г. установлена в ризнице Толедского собора
картина "Взятие Христа под стражу", которая признана
за совершенную передачу ночного освещения. В том же году выходит
знаменитая серия офортов Гойи "Капричос", высмеивающих
социальные и религиозные порядки в обществе. (Знаменитая работа
из этой серии "Сон разума рождает чудовищ"). Публикация
"Капричос" заставляет вмешаться инквизицию и остановить
продажи.
В 1799 г. Гойю назначили первым придворным художником
с жалованием в 50 000 реалов в год
1800 г. написана знаменитая картина "Маха обнажённая".
1801 г. Гойя закончил знаменитый "Портрет семьи
Карла IV"
1802 г. появилась картина "Маха одетая",
на которой та же модель и в той же позе, что и в "Махе
обнажённой". Вскоре умерла покровительница Гойи - герцогиня
Альба, Гойя работал над эскизом гробницы для герцогини (сохранился
рисунок).
С 1803 до 1808 года Франсиско Гойя создаёт только портреты.
1808 г. Испании была оккупирована французами. Восстание
в Мадриде привело к партизанской войне. Новый король Фердинанд
VII, собираясь в Байонну, поручает Гойе написать его портрет.
Но он будет арестован вместе со всей королевской семьёй и
художнику придётся дописывать портрет по памяти. Вместе со
страной Гойя испытывает ненависть к войне и Наполеону I ,
что отражается в серии небольших картин.
1814 г. Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года.
В Испании нависла обстановка диктатуры. Хотя Фердинанд VII
и относился к Гойе враждебно, с него сняты все обвинения и
возвращено жалование.
В 1818 г. Гойя закончил большое полотно, изображающее
двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых
мах, для Севильского собора. Позже закончил картину "Последнее
причастие св. Иосифа Каласанского" для церкви Эскуэлас
Пиас в Мадриде. Подобное трудолюбие поражает, учитывая, что
художнику уже 72 года!
В 1820 г. Гойя тяжело заболел и перестаёт присутствовать
в Академии.
В 1823 г. Франсиско Гойя познакомился с Леокадией
де Вейс, которая разводится с мужем и рожает дочь Росариту
(к тому времени Гойе 77 лет). В 1824 году Гойя вместе с Леокадией
и маленькой Росаритой выехал во Францию, позже перебрался
к друзьям в Бардо. При этом - он продолжал писать картины
и создавать литографии.
В 1826 г. Гойя возвратился в Мадрид и за разрешением
уйти на покой с сохранением жалования.
16 апреля 1828 года Франсиско Гойя умер в своих апартаментах
в Фоссе де л'Интенданс в Бордо.

|